Александр Джакония
Руководитель центра по исследованию и тестированию Абонентского оборудования, г. Санкт-Петербург
Я начинал карьеру с преподавания в университете телекоммуникаций, а в МегаФон пришел 10 лет назад

Я связан с телекомом уже 30 лет. Первые 10 лет, с 1993 года, занимался преподаванием – писал и защищал диссертацию, готовил молодых специалистов в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций. А в 2003-м начал работать инженером по эксплуатации сервисных платформ (SMS, MMS, GPRS) у крупного оператора. В 2008-м перешел в стартап – во всём нам хорошо известную сейчас Yota, и возглавил в ней отдел тестирования. А когда в конце 2013 года Yota стала дочерней компанией МегаФона, мне доверили руководство центром по исследованию и тестированию абонентского оборудования – лабораторией.

В круг обязанностей сотрудников нашего подразделения входит тестирование абонентского оборудования. Как это происходит:

  1. Мы принимаем устройства от производителя (вендора)
  2. Запускаем программу тестирования, которая включает, например, для смартфонов 250 кейсов и длится 5 дней
  3. Передаем логи (служебные системные записи устройства) вендору для устранения ошибок
  4. Получаем от него обновленное ПО (прошивки), верифицируем, что выявленные ранее проблемы исправлены и повторно проводим тестирование устройства. Данный этап может иметь несколько итераций
  5. Когда все проблемы устранены, вендор готовит финальную «прошивку»
  6. Финальную версию программного обеспечения мы снова тестируем и только после этого отправляем устройства на полки магазинов
За модемами люди летали даже в Москву
Нашу лабораторию можно назвать «пионером» в отрасли – мы первыми в стране тестировали устройства с поддержкой LTE: почти год длились испытания в лаборатории, прежде чем модем с данной технологией попал на рынок. А сейчас процесс тестирования занимает около месяца – все совершенствуется и ускоряется благодаря современным технологиям. Плюс квалификация наших инженеров тоже постоянно повышается.

В 2008 году Yota совершила прорыв с технологией WiMax, когда на сетях 4G в столичных городах – Москве и Санкт-Петербурге, а также в Уфе и Краснодаре – удавалось развивать скорость до 10 Мбит/с. На Кубани продукт вызвал небывалый ажиотаж: все модемы моментально раскупили, люди даже летали в Москву, чтобы купить их.

Мы тестировали и небезызвестный Yotaphone – в те годы он был по-настоящему уникальной разработкой. Я лично знаком с людьми, которые работали над дизайном и компонентами устройства. К сожалению, он не выдержал ценовой конкуренции с другими устройствами: производство оказалось нерентабельным.

Лаборатория МегаФона на слуху в телеком-отрасли, поэтому к нам обращаются не только производители устройств, но и разработчики программного обеспечения. Например, мы тестировали отечественную операционную систему для смартфонов от «Лаборатории Касперского» (KasperskyOS), абонентское оборудование российских производителей «ООО Ядро –Клиентские системы» и Открытых мобильных платформ. Данные работы мы проводим на коммерческой основе – производители платят МегаФону за тестирование. Помимо сотрудничества с известными вендорами и разработчиками ПО моя команда занимается тестированием устройств под собственной торговой маркой МегаФона Fontel.

Мы помогаем производителям решать проблемы с устройствами в сети

Бывают ситуации, когда вендор выпускает на уже проданные устройства прошивку с ошибками, абоненты обновляют свои смартфоны и получают проблемы. Так, пару лет назад у смартфонов Samsung Galaxy S22 мы обнаружили источник неполадок в работе VoLTE. Пока производитель по нашей наводке две недели исправлял ошибку, МегаФону пришлось удаленно отключать технологию для всех абонентов с данным смартфоном.

Недавно в Санкт-Петербурге начала работать новая лаборатория – ее строили около полутора лет. Инфраструктура включает в себя 15 базовых станций и несколько экранированных помещений, чтобы полностью воссоздать условия реальной сети в миниатюре. Лаборатория не имеет аналогов во всей Восточной Европе.

Совсем недавно производитель процессоров для мобильных устройств MediaTek выпустил обновление для своих чипсетов с так называемым «режимом лифта» (Elevator Mode). Он должен был переводить смартфон в технологию 4G при ее недоступности. При этом устройство теряло сеть полностью. Мы указали производителю на ошибку, и производители смартфонов пока удалили из своих прошивок данный режим.

У нашей лаборатории много планов по развитию инфраструктуры. Например, в этом году мы запустим для бизнес-сегмента тестирование IoT-устройств (датчиков, сенсоров) – в последнее время они стремительно набирают популярность. У нас есть уникальные возможности, а компетенции наших сотрудников позволяют совершенствовать телеком-рынок и пользовательский опыт!