Петряхин Владимир
Старший менеджер по развитию пакетной магистральной транспортной сети, г. Самара
У МегаФона огромный потенциал, и я рад его реализовывать
Я из категории старожилов – пришел в МегаФон в октябре 2010 года менеджером по развитию магистральной сети. Тогда компания первой активно развивала сеть LTE, и я понимал, что работа здесь открывает огромные перспективы.

Через четыре года, когда началась первая волна централизации управления сетью, я перешел в только что организованную новую структуру МегаФона, ЕЦУС Восток, менеджером по эксплуатации межрегиональных сервисов. Но, если откровенно, всегда хотелось вернуться к инновационным проектам. Поэтому, когда на базе Самары сформировали новую федеральную структуру по развитию транспортной сети, с удовольствием перешел на должность старшего менеджера по пакетной магистральной сети.

Сложная подготовка
Какой проект считаю самым сложным за все время работы в компании? Внедрение технологии RSVP-TE (протокол для управления трафиком). Давно напрашивавшийся шаг, однако по разным причинам на него никто, кроме нашей команды, не отваживался. В чем суть и сложность?

Хотелось в первую очередь помочь коллегам из ЕЦУС и автоматизировать распределение трафика по направлениям с доступной пропускной способностью. Раньше, когда происходила авария, информация об обрыве магистрального кабеля поступала в службу эксплуатации и трафика. Его специалисты пытались «спасти» клиентов, меняя настройки оборудования и вручную направляя трафик по другому маршруту. Выбранные направления при этом могли быть перегружены.

RSVP-TE – технология не новая и хорошо изученная. Но наличие четырех колес не означает, что их можно быстро превратить в автомобиль. Почему откладывалось внедрение? Во-первых, требовалась подготовленная инфраструктура, а это серьезные затраты. Во-вторых, готовых решений нет и быть не может – RSVP-TE адаптируется к дизайну конкретной сети. Но и преимущества технологии неоспоримы, поэтому несколько лет назад мы решили: пора.

На первом этапе инвестировали в масштабную модернизацию оборудования. Магистральная сеть МегаФона включает почти 400 узлов, размещенных от Гонконга до Лондона. Пришлось обновить более половины маршрутизаторов. За два года провели огромную организационную работу: спланировали, заказали, доставили и установили сотни единиц оборудования. Цели достигли: подготовили техническую инфраструктуру.

Следующий этап – согласование архитектуры – пожалуй, самый сложный и ответственный. Требовалось не только тщательно продумать решение текущей задачи, но и спрогнозировать, каким запросам созданная система сможет отвечать через год или два.

Рассмотрели множество решений и отобрали самые перспективные. Потом я провел десятки встреч, защищая лучший из них. Коллеги не раз вспоминали, с каким эмоциональным накалом это проходило: «Если ты на встрече, значит, услышим громкое “Дима, послушай!” или “Саша, пойми!”». В общей сложности на согласование ушло полгода. Но если бы менее скрупулезно отнеслись к архитектуре, внедрение не прошло бы так гладко и не обеспечило бы компании долгосрочных преимуществ.

Шаг за шагом
К третьему этапу – реализации – подошли очень аккуратно. У нас есть оборудование 2010 года выпуска. Чтобы не спровоцировать сбои, разработали средний по нагрузке вариант, создали пилотную зону и приступили к тестированию: сначала настройка, потом краш-тесты. Некоторые решения пришлось откатывать, на ходу устранять недоработки. Но все отработали успешно и подготовились к масштабированию.
Экспериментировать с настройками днем нельзя – это самый активный период потребления трафика. Поэтому начался почти год интенсивных ночных работ. Почему так долго? Это кропотливая последовательность действий, которую нельзя ускорить. Изменил настройки – проверил. Если трафик расходится хорошо и нет проблем – двигаемся дальше. Чтобы одновременно отрабатывать больше направлений, подключили подрядчика. Под конец заметно разогнались и завершили внедрение технологии без накладок. Какие преимущества получили?

Сейчас система автоматически распределяет трафик на несколько веток без изменения конфигурации оборудования. Причем выбираются свободные полосы, что позволяет избежать перегрузок. Второй момент: существенно разгрузили специалистов и минимизировали отток. Теперь неизбежные время от времени аварии на магистральных ВОЛС наши клиенты просто не замечают. Но этим преимущества RSVP-TE не заканчиваются.

Появилась возможность улучшить работу популярных сервисов. Например, давать с меньшими задержками трафик для просмотра видеоконтента. Если коммерческий блок захочет продавать такую услугу, мы воплотим запрос.
Особо хочу отметить вклад экспертов из эксплуатации, сопровождавших наш проект. Вся ответственность за сеть лежит на них, поэтому коллеги погрузились в особенности технологии и помогли внедрить её быстро.

МегаФон дает то, что мне нужно
Реализация проекта принесла мне победу в номинации «Лучший из лучших» по итогам 2023 года. Признание, конечно, приятно. Но еще большее значение для меня как менеджера сыграло то, что, несмотря на сложности, удалось добиться нужных результатов. Было сложно, но в итоге я стал более уверенным в себе человеком.

Конкуренты не раз приглашали меня на работу, но всерьез предложения я никогда не рассматривал. Зачем уходить, если МегаФон мне дает все, что нужно? Я по-прежнему вижу огромный потенциал и рад, что участвую в его реализации. Когда прихожу к руководству с идеей и предлагаю что-то изменить, доработать – мне всегда дают добро. Все ограничения только в моей голове.

У нас отличный коллектив, в котором есть самое главное: взаимное доверие, доброжелательное отношение, большая свобода в принятии решений. Каждый член команды готов подстраховать и помочь. Мне важно, что решения руководителей понятны, а если возникают вопросы – они всегда готовы поговорить. А еще я очень ценю их советы.

Например, мой первый руководитель научил меня ставить интересы клиента на первое место. Когда однажды я сказал, что у нас нет технической возможности подключить клиенту услугу, он ответил: «В МегаФоне нет понятия “отсутствует техническая возможность”, есть понятие сделать все, чтобы обеспечить техническую возможность». С тех пор я стараюсь руководствоваться этим принципом при решении любых задач. Несмотря на то, что напрямую с клиентами я не взаимодействую, от качества моей работы зависит доступность если не всех, то большинства сервисов точно.