Следующий этап – согласование архитектуры – пожалуй, самый сложный и ответственный. Требовалось не только тщательно продумать решение текущей задачи, но и спрогнозировать, каким запросам созданная система сможет отвечать через год или два.
Рассмотрели множество решений и отобрали самые перспективные. Потом я провел десятки встреч, защищая лучший из них. Коллеги не раз вспоминали, с каким эмоциональным накалом это проходило: «Если ты на встрече, значит, услышим громкое “Дима, послушай!” или “Саша, пойми!”». В общей сложности на согласование ушло полгода. Но если бы менее скрупулезно отнеслись к архитектуре, внедрение не прошло бы так гладко и не обеспечило бы компании долгосрочных преимуществ.
К третьему этапу – реализации – подошли очень аккуратно. У нас есть оборудование 2010 года выпуска. Чтобы не спровоцировать сбои, разработали средний по нагрузке вариант, создали пилотную зону и приступили к тестированию: сначала настройка, потом краш-тесты. Некоторые решения пришлось откатывать, на ходу устранять недоработки. Но все отработали успешно и подготовились к масштабированию.
Экспериментировать с настройками днем нельзя – это самый активный период потребления трафика. Поэтому начался почти год интенсивных ночных работ. Почему так долго? Это кропотливая последовательность действий, которую нельзя ускорить. Изменил настройки – проверил. Если трафик расходится хорошо и нет проблем – двигаемся дальше. Чтобы одновременно отрабатывать больше направлений, подключили подрядчика. Под конец заметно разогнались и завершили внедрение технологии без накладок. Какие преимущества получили?
Сейчас система автоматически распределяет трафик на несколько веток без изменения конфигурации оборудования. Причем выбираются свободные полосы, что позволяет избежать перегрузок. Второй момент: существенно разгрузили специалистов и минимизировали отток. Теперь неизбежные время от времени аварии на магистральных ВОЛС наши клиенты просто не замечают. Но этим преимущества RSVP-TE не заканчиваются.
Появилась возможность улучшить работу популярных сервисов. Например, давать с меньшими задержками трафик для просмотра видеоконтента. Если коммерческий блок захочет продавать такую услугу, мы воплотим запрос.
Особо хочу отметить вклад экспертов из эксплуатации, сопровождавших наш проект. Вся ответственность за сеть лежит на них, поэтому коллеги погрузились в особенности технологии и помогли внедрить её быстро.
МегаФон дает то, что мне нужно
Реализация проекта принесла мне победу в номинации «Лучший из лучших» по итогам 2023 года. Признание, конечно, приятно. Но еще большее значение для меня как менеджера сыграло то, что, несмотря на сложности, удалось добиться нужных результатов. Было сложно, но в итоге я стал более уверенным в себе человеком.
Конкуренты не раз приглашали меня на работу, но всерьез предложения я никогда не рассматривал. Зачем уходить, если МегаФон мне дает все, что нужно? Я по-прежнему вижу огромный потенциал и рад, что участвую в его реализации. Когда прихожу к руководству с идеей и предлагаю что-то изменить, доработать – мне всегда дают добро. Все ограничения только в моей голове.
У нас отличный коллектив, в котором есть самое главное: взаимное доверие, доброжелательное отношение, большая свобода в принятии решений. Каждый член команды готов подстраховать и помочь. Мне важно, что решения руководителей понятны, а если возникают вопросы – они всегда готовы поговорить. А еще я очень ценю их советы.
Например, мой первый руководитель научил меня ставить интересы клиента на первое место. Когда однажды я сказал, что у нас нет технической возможности подключить клиенту услугу, он ответил: «В МегаФоне нет понятия “отсутствует техническая возможность”, есть понятие сделать все, чтобы обеспечить техническую возможность». С тех пор я стараюсь руководствоваться этим принципом при решении любых задач. Несмотря на то, что напрямую с клиентами я не взаимодействую, от качества моей работы зависит доступность если не всех, то большинства сервисов точно.